Среда
22.05.2019
12:26
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МОУ "Школа № 10 г.Тореза"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
<strong><big><p style="font-size:24px">Администрация и педагогический коллектив МОУ"Школа №10 г.Тореза" приглашает Вас на праздничное мероприятие, посвященное 60-летию школы 02.02.19. в 14:00 в HTML</p></big></strong>
Меню сайта

Визитка классов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Психолог школы

Особенности детей с нарушениями зрения

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЛАБОВИДЯЩИХ

Особенности детей с нарушениями зрения

 

В зарубежной тифлопедагогической практике в зависимости от степени нарушения зрительной функции используют простое деление на слепых («blind») и лиц с ослабленным зрением, слабовидящих («low vision»).

Одним из условий качественного обучения, воспитания, развития, абилитации и реабилитации детей с нарушением зрения, является точное понимание специалистами особенностей состояния зрительных функций каждого ребенка и их учет в системе всех видов психолого-педагогического воздействия.

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения - способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице (1,0), принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5 м. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1. Соответственно человек, способный различить наиболее крупные знаки первой сверху строки, имеет остроту зрения - 0,1, четвертой - 0,4 и т п.

По степени нарушения зрения и зрительным возможностям на лучше видящем глазу, и соответственно от возможности использования зрительного анализатора в педагогическом процессе выделяют следующие подкатегории (классификация В.З. Денискиной):

I. Слепые дети. Острота зрения данной подкатегории детей находится в диапазоне от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. А также, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Такие дети являются практически слепыми, так как в познавательной и ориентировочной деятельности они весьма ограниченно могут использовать зрение. Таким образом, острота зрения не является единственным критерием слепоты.

 

II. Слабовидящие дети. К этой подкатегории относятся дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

         По состоянию зрительных функций в группу слабовидящих входят несколько подгрупп.

            Слабовидящие с остротой зрения, находящейся в пределах от 0,05 до 0,09 на лучше видящем глазу с оптическими средствами коррекции (высокая степень слабовидения). Данную подгруппу составляют дети, имеющие сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением остроты зрения у них может быть сужено поле зрения, нарушено цветоразличение, глазодвигательные и другие функции, что значительно снижает возможности ориентировки, как в микро, так и макропространстве, осложняет процесс зрительного восприятия, обусловливает возникновение трудностей в процессе реализации учебно-познавательной деятельности. Состояние зрительных функций у данной подгруппы детей чрезвычайно неустойчивое и во многом зависит от условий, в которых осуществляется учебно-познавательная деятельность: в неблагоприятных условиях состояние зрительных функций может существенно снижаться.

            Несмотря на достаточно низкую остроту зрения и нестабильность зрительных функций, ведущим в учебно-познавательной деятельности данной подгруппы обучающихся выступает зрительный анализатор, а сохранные анализаторы обеспечивают компенсацию недостатков зрительного восприятия.

            Определенная часть обучающихся, входящих в данную подгруппу, в силу наличия неблагоприятных зрительных прогнозов, наряду с овладением традиционной системой письма и чтения, должна параллельно обучаться рельефно-точечной системе письма и чтения.

 

            Слабовидящие с остротой зрения от 0,1 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптическими средствами коррекции (средняя степень слабовидения). Данную подгруппу составляют дети, у которых также наряду со снижением остроты зрения имеют место нарушения других зрительных функций (поля зрения, цветоразличение, глазодвигательные функции и др.), что затрудняет реализацию учебно-познавательной и ориентировочной деятельности. У многих из них глазная патология, приводящая к слабовидению, проявляется в форме комбинированных поражений, при которых изменения зрительных функций обусловлено сочетанием органических и функциональных нарушений. Это, в свою очередь, обусловливает разнообразие клинико-патофизиологических характеристик зрительного анализатора. Кроме того, обучающимся, входящим в данную подгруппу, характерно одновременное сочетание нескольких глазных заболеваний, требующих учета всех имеющихся клинических форм зрительной патологии, что обусловливает необходимость строго дифференцированного подхода к организации образовательного процесса.

 

             Слабовидящие с остротой зрения от 0,3 до 0,4 на лучше видящем глазу с оптическими средствами коррекции (слабая степень слабовидения). Несмотря на более высокие показатели остроты зрения, данная подгруппа детей  испытывает определенные трудности как в процессе восприятия окружающего мира, так и в процессе учебно-познавательной деятельности. Это связано как с нарушением различных зрительных функций, так и с наличием вторичных зрительных осложнений (особенно в сенсорном и моторном аппаратах зрительной системы). Многие обучающиеся данной группы имеют стойкое снижение  центрального зрения в виде амблиопии. Монокулярный характер зрения, имеющий место при амблиопии, обусловливает снижение скорости и точности восприятия, полноты и точности зрительных представлений, приводит к возникновению трудностей в дифференциации направлений, неспособности глаза выделить точное местонахождение объекта в пространстве, определить степень его удаленности.

 

III. Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, то есть дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

 

Причинами нарушения зрения могут быть органические и/или функциональные поражения зрительного анализатора. Дети, входящие в I-ю («слепые») и II-ю («слабовидящие») подкатегории, страдают только органическими или органическими и функциональными нарушениями зрительного анализатора. Их зрение, как правило, можно улучшить незначительно либо вовсе невозможно. Если у ребенка имеются только функциональные нарушения зрения, то чаще всего зрительные функции его глаз (прежде всего остроту зрения) можно восстановить путем лечения. По остроте зрения (особенно в период лечения) эти дети оказываются чаще всего в подкатегории «Дети с пониженным зрением», то есть с пограничным зрением между слабовидением и нормой. Большую часть детей с функциональными нарушениями составляют дети с амблиопией и косоглазием.

Дети с нарушением зрения, относящиеся к подкатегории «Дети с пониженным зрением» в специально организованном обучении в условиях массовой общеобразовательной школы не нуждаются, и с точки зрения инклюзивного образования не рассматриваются. Однако необходимо учитывать, что в период проведения лечения, возможности поврежденного зрительного анализатора, могут резко снизиться (пример: окклюзия на лучше видящем глазу). На это время организация обучения должна соответствовать зрительным возможностям ребенка с учетом офтальмо-эргономических рекомендаций.

 

Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих детей

                                                                                         

Глубина и характер поражений зрительного анализатора сказываются на развитии всей сенсорной системы, определяют ведущий путь познания окружающего мира, точность и полноту восприятия образов внешнего мира.

Врождённые и приобретённые нарушения зрения относятся к первичным соматическим дефектам. Эти аномалии вызывают вторичные функциональные отклонения (сужение поля зрения, сужение остроты зрения и т.д.), которые отрицательно сказываются на развитии ряда психических процессов: ощущении, восприятии, представлении и т.д. То есть, вторичные дефекты представляют собой цепь отклонений, где один функциональный дефект влечёт за собой другой, что приводит к нарушениям психических процессов. Поэтому между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные структурные и функциональные связи.

Компенсаторное приспособление при слепоте не может быть достаточно полным, восстанавливающим нормальную жизнедеятельность человека без вмешательства извне. Деятельность ребенка нормально видящего опирается на подражание действиям окружающих, в свою очередь, слепой ребенок, без специально организованного обучения не способен овладеть самостоятельно направленной деятельностью, ввиду отсутствия или неполного, а иногда и искаженного представления о предметах окружающей действительности и возможных манипуляциях с ними.

Нарушения зрения неоднозначно влияют на отдельные структурные компоненты личности, их компенсация рассматривается, как процесс перестройки психики и адаптации к новым условиям жизни.

В основе механизма компенсации лежит приспособление организма, регулируемое ЦНС. Оно заключается в восстановлении или замещении нарушенных или утраченных функций организма независимо от того, где находится повреждение. Чем тяжелее дефект, тем большее количество систем организма включается в процесс компенсации. То есть, от тяжести дефекта зависит степень сложности механизмов компенсаторных явлений.

Человек, имея высокоразвитую нервную систему, обладает очень большими компенсаторными возможностями. Но при тяжёлых нарушениях высшей нервной деятельности (ВНД) даже самое высокое развитие компенсаторных функций не может дать сколько-нибудь значимых результатов.

Таким образом, процесс компенсации в тифлопсихологи - это процесс замещения утраченных функций или возмещения нарушенных зрительных функций.

Коррекция же в тифлопсихологи - процесс исправления, доведения до нормы тех психических функций, которые «отклонились» в результате аномального развития.

Компенсация и коррекция в ходе игровой, познавательной и других видов деятельности слепых и слабовидящих детей осуществляются посредством целой системы форм, способов и методов педагогического и психологического воздействия, знание которых является необходимым условием не только профильных специалистов, но и любого взрослого, взаимодействующего с такой категорией детей.

Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте приводит к невозможности или затруднённости зрительного отражения мира. В результате из сферы ощущений и восприятия выпадают сигналы, информирующие человека о важных свойствах предметов и явлений.

Отсутствующее или неполноценное зрение не позволяет ребенку достаточно точно и полно определять и отслеживать все характерные признаки объекта и их изменения в результате какого-либо воздействия, а следовательно, его наблюдения могут быть неверными, а динамика практических действий неадекватной.

Компенсация пробелов в чувственном опыте возможна только при активном включении сохранных органов чувств, существенная роль, в деятельности которых принадлежит вниманию.

Сокращение количества внешних воздействий, обусловленное полным или частичным выпадением зрительных ощущений и восприятия, препятствует развитию внимания, сокращая круг объектов, которые при восприятии вызывают непосредственный интерес. Это отрицательно сказывается на объёме, устойчивости, концентрации и других свойствах внимания.

В тоже время, однообразие слуховых раздражителей быстро утомляет слепого и ведёт к рассеиванию внимания.

Хотя слепота и вносит некоторые специфические особенности в развитие и проявление внимания, но в целом внимание слепых подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально видящих, и может достигать такого же уровня развития. Это обусловлено тем, что внимание, не будучи связано с каким-либо определённым психическим процессом и с функционированием какого- либо анализатора, формируется в деятельности и зависит от приобретённых волевых, эмоциональных и интеллектуальных свойств личности, от активности человека.

На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными для слепых чувственными данными, лица с глубокими нарушениями зрения получают представления о многих недоступных для их восприятия предметах и явлениях действительности.

Компенсаторная функция речи выступает во всех видах психической деятельности слепых: в процессе восприятия (слово направляет и уточняет его), при формировании представлений и образов воображения, в ходе усвоения понятий и т.д. Огромное значение имеет речь для формирования личности слепого в целом. Благодаря речи слепые контактируют с окружающими людьми, ориентируются в обществе.

Недостатки произношения ограничивают круг общения детей с патологией зрения, что тормозит формирование ряда качеств личности или ведёт к появлению отрицательных свойств (замкнутость, аутизм, негативизм и др.).

Речь слепых при правильном формирующем воздействии со стороны родителей, педагогов и воспитателей развивается до нормального уровня и служит мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности слепых во всех видах деятельности. Развитие словарного запаса - увеличение числа используемых и понимаемых слов (количественный аспект) и смысловое развитие словаря, т.е. соотношение слов и обозначаемых ими предметов, процесс обобщения значения слова с конкретным предметом.

Для компенсации зрительной депривации большое значение имеет взаимодействие ощущений. В результате под влиянием одной анализаторной системы повышается чувствительность другой. Утраченные зрительные функции замещаются большей частью деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов. Это касается только слепых. У слабовидящих ведущим видом ощущений остаётся зрение.

При выпадении функций зрительного анализатора получает компенсаторную функцию вибрационная чувствительность, которая проявляется в сфере пространственной ориентировки слепых. Они способны на расстоянии ощущать наличие неподвижного, не издающего звуков и других сигналов предмета, повышенную способность дифференцировать термальные и болевые раздражители. Данные ощущения развиваются и совершенствуются в процессе познавательной деятельности, ориентации в окружающем пространстве, в быту. Значительно увеличивается роль вестибулярного аппарата для сохранения равновесия и пространственной ориентировки в связи с выключением зрительного контроля над положением тела в пространстве.

Осязание компенсирует познавательные и контролирующие функции деятельности слепых. Конечно, полное возмещение утраченных функций невозможно, так как, во-первых, кожные и мышечно-суставные ощущения отражают не все признаки предметов, воспринимаемые зрительно, во-вторых, осязательное поле ограничено зоной действия рук и восприятие протекает более длительно, чем зрительное. Осязание даёт слепому необходимые знания об окружающем мире и достаточно точно регулирует его взаимодействие с окружающей средой, а культура осязания является одним из основных средств компенсации слепоты.

Выпадение большого числа значимых объектов, их деталей и признаков из сферы восприятия препятствуют образованию общих представлений, в которых отражаются наиболее существенные свойства и признаки предметов и явлений.

Вербализм представлений у слепых и слабовидящих связан с невозможностью целостного восприятия объектов и их отдельных свойств, устранение его проявлений, является одной из основных задач коррекционной работы.

При своевременной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий нормальную ориентацию в окружающей среде.

Вторичный характер имеет замедленное развитие процесса запоминания у слепых и слабовидящих. Это объясняется недостатком наглядно-действенного опыта, несовершенством методов обучения таких детей. Образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают тенденцию к распаду. Даже небольшие промежутки времени (1-3 месяца) отрицательно сказываются на их представлениях: резко снижается уровень дифференцированности, адекватности образов эталонам.

Мыслительная деятельность слепых подчиняется в своём развитии тем же закономерностям, что и мышление нормально видящих. И хотя сокращение чувственного опыта вносит определённую специфику в этот психический процесс, замедляя интеллектуальное развитие и изменяя содержание мышления, оно не может принципиально изменить его сущности.

Важная роль в компенсации зрительной депривации принадлежит «воссоздающему воображению». При его помощи слепые на основе словесных описаний и имеющихся зрительных, осязательных, слуховых и других образов формируют образы объектов, недоступных для непосредственного отражения.

Ослепшие, на основе сохранившихся зрительных представлений могут создавать новые яркие образы воображения, а наличие остаточного зрения расширяет возможности в этом виде психической деятельности.

Сам факт отсутствия зрения для слепых не является фактором психологическим, они не чувствуют себя «погружёнными во мрак». Психологическим фактором слепота становится только тогда, когда они вступают в общение с нормально видящими людьми.

Нарушение социальных контактов приводит к отклонениям в формировании личности слепого и может вызвать появление негативных характерологических особенностей. Таких как, изменения в динамике потребностей, связанные с затруднением их удовлетворения; сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения; редуцированность способностей к видам деятельности, требующим визуального контроля; отсутствие или резкая ограниченность внешнего проявления внутренних состояний.

Таким образом, на формирование основных свойств личности нарушения зрения влияют лишь косвенно, ведущая роль принадлежит социальным факторам (ограничение деятельности, негативный опыт общения с нормально видящими и т.п.).

Определение и изучение психики слепых и её особенностей, правильная организация процесса обучения дает возможность создать условия для обеспечения качественной подготовки слепых и слабовидящих к профессиональной деятельности. В истории достаточно примеров, подтверждающих тот факт, что включение людей с глубокими нарушениями зрения в различные отрасли науки и производства является перспективным, эффективным и экономически выгодным. Активное участие человека со зрительной депривацией в трудовой деятельности позволяет ощутить себя полноценным членом общества, создаёт условия для формирования самостоятельной, конкурентно способной, разносторонне развитой личности, открывает новые широкие возможности для изменения социального положения инвалидов по зрению в нашей стране.

 

            Неоднородность группы слабовидящих детей детерминируется наличием у них как различных клинических форм слабовидения (нарушение рефракции, патология хрусталика, глаукома, заболевания нервно-зрительного аппарата и др.), так и таких заболеваний как: врожденная миопия, катаракта, гиперметропия высокой степени, ретинопатия недоношенных, частичная атрофия зрительного нерва, различные деформации органа зрения и др. Стабилизацию зрительных функций слабовидящих, выступающую в качестве важнейшей задачи, стоящей перед образовательным процессом, сможет обеспечить учет в учебно-познавательной деятельности клинических форм слабовидения и зрительных диагнозов.

         Неоднородность группы слабовидящих также определяется возрастом, в котором произошло нарушение (или ухудшение) зрения. Значение данного фактора определяется тем, что время нарушения (ухудшения) зрения оказывает существенное влияние не только на психофизическое развитие ребенка, но и на развитие у него компенсаторных процессов. В связи с тем, что в детском возрасте среди причин, вызывающих слабовидение, в качестве лидирующих в настоящее время выступают врожденно-наследственные причины, имеет место преобладание слабовидящих детей, у которых зрение было нарушено в раннем возрасте, что с одной стороны, обусловливает своеобразие их психофизического развития, с другой, определяет особенности развития компенсаторных механизмом, связанных с перестройкой организма, регулируемой центральной нервной системой.

         Особая неоднородность данной группы обучающихся проявляется в различном уровне психофизического развития слабовидящих детей, поступающих в школу, и уровня компенсации нарушенных функций, необходимых для систематического обучения. Диапазон колебания уровня развития слабовидящих может быть весьма широким: от низкого уровня развития элементарных навыков самообслуживания, ориентировки, зрительного восприятия до наличия достаточно высокого уровня, как общего развития, так и компенсации нарушенных функций, необходимых для обучения в школе.

         Явно выраженная неоднородность группы слабовидящих обусловливает наличие у них наряду с общеобразовательными особых образовательных потребностей, которые необходимо учитывать в образовательном процессе.

         В структуру особых образовательных потребностей слабовидящих входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления первичного нарушения развития;
  • требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной здоровым сверстникам;
  • необходимо использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;
  • индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучения здоровых сверстников;
  • следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
  • необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.

        

         С другой стороны, в структуру особых образовательных потребностей входят специфические, характерные именно слабовидящим обучающимся.

         Слабовидение прямо или опосредованно оказывает негативное влияние как на уровень готовности (прежде всего перцептивной) к школьному обучению, так и на формирование школьных навыков.

         Обучающимся данной группы характерно: снижение общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий, успешность которых во многом определяется состоянием зрительных функций; замедленное овладение письмом и чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем, снижением координации движений, их точности, замедленным темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями зрительного контроля; затрудненностью выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, осуществлении зрительно-пространственной координации, зрительно-пространственного синтеза и др.

         В условиях слабовидения имеет место обедненность чувственного опыта, обусловленная не только снижением функций зрения и различными клиническими проявлениями, но и неготовностью зрительного анализатора к условиям и требованиям систематического обучения, детерминированной незрелостью анатомо-физиологической его организации, низким уровнем развития сохранных анализаторов, снижением количества и качества сенсорно-перцептивных и психомоторных образований, недостаточной сформированностью приемов зрительного восприятия, отсутствием потребности и низким уровнем развития умения использовать в учебно-познавательной деятельности сохранные анализаторы. Обедненность чувственного опыта обусловливает наличие у слабовидящих таких особых образовательных потребностей, присущих данной группе обучающихся как развитие сенсорно-перцептивной деятельности, обогащение чувственного опыта, развитие зрительного восприятия. Удовлетворение данной особой образовательной потребности обусловливает необходимость реализации целенаправленной работы по формированию компенсаторных приемов восприятия объектов и предметов на полисенсорной основе с использованием сохранных анализаторов; по обучению слабовидящих узнаванию и выделению предмета среди других, определению его свойств и назначения; по формированию приемов целенаправленного восприятия с помощью алгоритмизации и др.

         У слабовидящих имеет место снижение двигательной активности и своеобразие физического развития (нарушение координации, точности, объема движений, нарушение сочетания движений глаз, головы, тела, рук и др.), что обусловливает наличие такой особой образовательной потребности как физическое развития слабовидящих (с учетом его своеобразия и противопоказаний при определенных заболеваниях), так и коррекции нарушений в двигательной сфере.

         При слабовидении имеет место своеобразие становления и протекания познавательных процессов, проявляющееся: в снижении скорости и точности зрительного восприятия, замедленности становления зрительного образа, сокращении и ослаблении ряда свойств зрительного восприятия (целостности, константности, обобщенности, избирательности и др.); снижении полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений; возникновении трудностей в реализации мыслительных операций; низком уровне развития основных свойств внимания, недостаточной его концентрации, ограничение возможности его распределения; возникновение трудностей реализации процесса узнавания и др.).

         Кроме того, слабовидящим характерны затруднения в овладении пространственными представлениями, в практической микро- и макроориентировке, словесном обозначении пространственных отношений; сложности в формировании представлений о форме, величине, пространственном местоположении предметов; ограничения  возможности дистантного восприятия; низкий уровень развития обзорных возможностей; замедленный темп зрительного анализа. Наличие у слабовидящих своеобразия становления и протекания познавательных процессов и трудностей ориентировки в микро и макропространстве детерминирует необходимость их учета в образовательном процессе, а также развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений имеющихся у данной группы обучающихся. Особое место в процессе удовлетворения особых образовательных потребностей, связанных со спецификой познавательной деятельности слабовидящих, занимает работа по развитию зрительного восприятия, обеспечивающая развитие функционального, операционного и мотивационного его механизмов.

         Слабовидящим характерно своеобразие речевого развития (некоторое снижение динамики в развитии и накоплении языковых средств и выразительных движений, слабая связь речи с предметным содержанием, особенности формирования речевых навыков, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения, трудности вербализации зрительных впечатлений и др.); наличие определенных трудностей в овладении языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, осуществлении коммуникативной деятельности (трудности восприятия, интерпретации средств общения). Особенности речевого развития, трудности в овладении языковыми и неязыковыми средствами общения и реализации межличностной коммуникации обусловливает наличие у слабовидящих особой образовательной потребности — активного использования речи в учебно-познавательном процессе как важнейшего средства компенсации зрительной недостаточности, коррекции речевых нарушений, развития коммуникативной деятельности.

         Имеющее место у слабовидящих детей снижение общей и познавательной активности затрудняет своевременное развитие различных видов деятельности и прежде всего сенсорно-перцептивной, становление которой идет в условиях слабовидения медленнее и охватывает больший промежуток времени по сравнению с детьми с нормативным развитием. Кроме того, слабовидящим характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля за выполняемыми действиями, что особенно четко проявляется в овладении учебными  умениями и навыками. Это, в свою очередь, детерминирует возникновение у слабовидящих таких особых образовательных потребностей как повышение их активности, привлечение их к участию в различных видах деятельности (в том числе и социально-бытовой), развитие мотивационного компонента деятельности, поддержание психоэмоционального тонуса слабовидящих.

         Снижение в условиях слабовидения уровня развития мотивационный сферы, регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля) и рефлексивных образований (начало становления «Я-концепции», развитие самоотношения), обусловливают необходимость их формирования и развития в образовательном процессе. 

 

 

 

 

Категория: Психолог школы | Добавил: 10-shkola (14.11.2016)
Просмотров: 1039 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт