Вторник
07.12.2021
20:41
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБОУ "Школа № 10 г.Тореза"
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
<strong><big><p style="font-size:24px">Администрация и педагогический коллектив МОУ"Школа №10 г.Тореза" приглашает Вас на праздничное мероприятие, посвященное 60-летию школы 02.02.19. в 14:00 в HTML</p></big></strong>
Меню сайта

Визитка классов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Школьная библиотека » Школьная библиотека

Материалы для семинара библиотекарей
29.10.2021, 15:27

Для библиотекаря важно, чтобы дети любили читать, чтобы знали, как сложен и разнообразен мир, и обращались со своими вопросами к мудрым и добрым книгам. В современном мире, к сожалению, падает интерес детей и молодежи к чтению. Общество развивается с огромной скоростью. Люди перестают читать книги, дети проводят дни за компьютером. Что будет дальше? Какова роль книг в современном, напичканном технологиями, мире? А ведь книга играет огромную роль в развитии человека. Она помогает формировать взгляд на мир, учит отличать добро от зла, помогает развивать чувство прекрасного. В отличие от фильмов, где от зрителя требуется лишь смотреть и наслаждаться красивой картинкой, книга заставляет задуматься, пропустить через себя все то, что автор вложил в свои строки.

Цель книги – приносить пользу, учить доброму и светлому, помогать постичь настоящее искусство и способствовать формированию безупречного вкуса.

Чтение можно рассматривать в двух аспектах:

- как источник информации;

- как источник удовольствия.

Наиболее сложной является работа по привлечению детей к чтению как к источнику удовольствия. Приходится применить все знания, все известные инновационные технологии для того, чтобы приучить школьников к творческому чтению: вдумчивому, образному, выразительному. Необходимо добиться, чтобы у ребенка работала фантазия, чтобы он видел перед собой образы героев произведений, сопереживал им, радовался вместе с ними или негодовал по поводу их поступков. Только в этом случае возможно воспитание талантливого читателя, который будет искать ответы на вопросы классиков и современников. Научившись так читать, человек на всю жизнь сохранит любовь к книге, она будет его лучшим другом и одним из любимых видов отдыха.

Школьная библиотека претерпевает сейчас самые существенные изменения. Из физического пространства – где хранятся книги, проводятся занятия по привитию любви детей, подростков и юношества к чтению, используя печатные источники информации, библиотека становится виртуальной, ее функции значительно расширяются до междисциплинарных сетевых сообществ.

Во всем мире вот уже несколько лет идут процессы превращения библиотек школ в информационные центры, обеспечивающие потребности учителей и учащихся, в медиатеки, активно работающие со всеми видами информации, как на традиционных, так и на нетрадиционных носителях. Активно в работе школьных библиотек используются Интернет-ресурсы.

Школьная библиотека является идеальной «территорией» для сотрудничества библиотекарей, учителей предметников, классных руководителей и родителей, чтобы совместными усилиями научить ребёнка самостоятельно искать, «добывать», перерабатывать, критически подходить к полученной информации, делать собственные выводы.

Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему".

И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Приобщение ребенка к чтению будет более успешным, если в семье сложится замечательная традиция коллективного чтения книг вслух, обсуждения прочитанных книг.    

Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Ребёнок сможет испытать наслаждение чтением, если ему в руки попадёт хорошая книга, а дать её ему – задача школьного библиотекаря.

С целью привлечения читателей в школьную библиотеку можно использовать различные формы и методы работы:

• тематические книжные выставки;

• индивидуальное информирование;

• презентации книг;

• литературные игры;

• обзоры книг.

 

Школьная библиотека уже давно перестала быть просто пунктом выдачи книг. В библиотеке с помощью интернета можно решать целый ряд дидактических задач:

- формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети;

- совершенствовать письменную речь школьников;

- пополнять словарный запас учащихся;

- формировать у школьников устойчивую мотивацию к чтению.

 

Кроме того, интернет - технологии расширяют кругозор школьников, помогают налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в других городах и странах.

Читатели могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в видеоконференциях, клубах любителей чтения, узнавать о новинках современной литературы.

В читальном зале пользователь может почитать художественную литературу, ознакомиться с периодическими изданиями, поработать с энциклопедиями, справочниками, словарями, выполнить домашнее задание, используя фонд библиотеки.

Широко раскрыть фонд библиотеки помогают книжные выставки. Книжные выставки располагаются и оформляются таким образом, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его, удовлетворить читательский интерес или информационную потребность. Красочность, наглядность, которые обеспечиваются за счет компьютерной техники, не оставляют читателей равнодушными, даже тех, кто раньше всегда проходил мимо. Кроме того, компьютерная форма представления информации позволяет не ограничиваться одним и тем же пребыванием выставки – книжным стеллажом. С ней можно выходить в класс или любую другую аудиторию.

Чтобы читатель легко ориентировался в потоке информации составляются рекомендательные списки литературы, буклеты, позволяющие научить находить «свою книгу», высказывать своё мнение о прочитанном. А также можно использовать индивидуальный подход в работе с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость от чтения дома и в школе, от непосредственного общения с родителями, учителями.

Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, можно использовать такие формы как:

• реклама новых книг;

• библиотечные уроки;

• мероприятия в игровой форме;

• комментированное чтение;

• чтение вслух.

Библиотекарями и учителями-предметниками МОУ « ШКОЛА №10 ГОРОДА ТОРЕЗА» проводятся многочисленные традиционные мероприятия по привлечению учащихся к чтению: экскурсии, литературные гостиные, викторины, литературно-музыкальные композиции, игры, библиотечные уроки, инсценизации произведений и т.д.(фотоотчёт)

Ежегодно в сентябре школьная  библиотека гостеприимно открывает двери для самых маленьких читателей. Библиотекарь Завертайло Т.В. провела экскурсию и рассказала, для чего нужна библиотека, какие в ней есть отделы, познакомила с правилами обращения с книгой и продемонстрировала читательский формуляр. Ребята с интересом рассматривали книжные выставки, заглянули в книгохранилище. Их внимание также привлекла выставка творческих работ учеников МОУ №10. После знакомства с библиотекой дети приняли участие в викторине «Сказочные персонажи».

Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося.

Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно - познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.
Ежедневно на каждом уроке с целью формирования осознанного чтения, умения пересказывать, ставить вопросы по тексту, воспитания интереса к чтению учителя начальных классов проводят пятиминутки чтения. Видеофрагменты можно посмотреть по
ссылке

Во 2- Б классе проведен интересный  урок внеклассного чтения с элементами проектной деятельности на тему: " Создание книжки - малышки".
    Второклассники  решили не просто читать книги, но и создавать свои. Дети подошли к этой работе творчески! Каждый ребенок придумал свою книгу, у кого-то это сказка, рассказы, поучительные стихи, а некоторые даже подготовили книгу про футболистов, которые им нравятся!
          Ребята подарили книжки-малышки  школьной библиотеке, для того чтобы будущие второклассники  смогли прочитать, посмотреть и сделать свою книгу.

В начальной школе стало доброй традицией ежегодно проводить у первоклассников праздник «Прощай, Азбука!». Очень весело и интересно прошёл он  в МОУ «ШКОЛА № 10 Г.ТОРЕЗА». Дети готовились к празднику серьёзно и ответственно. Стихотворениями, песнями и сценками из школьной жизни радовали гостей. На празднике присутствовали родители первоклассников, учащиеся начальной школы. В завершении праздника классные руководители Иващенко О.В. и Щербина Л.А. вручила первоклассникам дипломы об окончании Азбуки и подарки-книги, которые ребята теперь могут сами прочесть.

Стихотворением Н.Пикулевой  «Читайте, мальчишки! Читайте, девчонки!» началась увлекательная квест-игра «По страницам любимых книг», которая проводилась  в рамках Недели детской и юношеской книги. В мероприятии приняли участие самые маленькие читатели школьной библиотеки – ученики 1-х классов.

Команды «Гуси-лебеди», «Бременские музыканты», «Двенадцать месяцев» поприветствовали друг друга и, получив маршрутные листы, отправились в путешествие. На станции « Сказочной» первоклассникам предстояло ответить на вопросы викторины и отгадать название сказки по иллюстрации к ней.

В задании « Знакомые незнакомцы» каждая команда получила листок с зашифрованным словом (ключ к расшифровке – алфавит). Задачей ребят было как можно быстрее расшифровать записи и по угаданному слову назвать произведение.

На станции «Разгадай-ка» участники разгадывали кроссворд, а на «Поэтической» – выразительно читали любимые стихотворения.

Победителем стала команда « Гуси-лебеди» (1-А класс), набравшая 20 баллов из 22.

Время пролетело быстро и незаметно. Первоклассники продемонстрировали отличное знание литературных произведений, проявили смекалку, находчивость и творческие способности. В подготовке и проведении игры приняли участие воспитанники библиотечного кружка.

Нужно отметить, что квест очень понравился детям. При подведении итогов они высказали пожелание снова поучаствовать в подобном мероприятии, а также стать активными читателями школьной библиотеки.

Для любителей русской словесности в МОУ «ШКОЛА № 10 Г.ТОРЕЗА» прошел литературный вечер «Он был источник дерзновенный». Школьники окунулись в атмосферу времен великого поэта, еще раз перелистывали страницы яркой и трагической биографии поэта. Знатоки творчества Михаила Юрьевича составляли и разгадывали кроссворды, угадывали лермонтовских героев по портретам, характеристикам. И, конечно же, звучало слово поэта. Школьники читали свои любимые стихотворения, инсценировали отрывки из романа «Героя нашего времени».

 Для учащихся 10 класса прошел урок, посвященный творчеству И.С. Тургенева. На мероприятии звучали стихотворения в прозе русского классика, которые, по словам П.В.Анненкова, пропитаны «тканью из солнца, радуги и алмазов, женских слез и благородства мужской мысли». Члены школьного дебатного клуба рассуждали над вопросом, кто прав в решении вечного конфликта отцов и детей. Школьники презентовали сообщения об интересных фактах из жизни и творчества писателя, познакомились с документальными материалами, письмами, фотографиями. А после урока учащиеся посетили выставку, организованную в школьной библиотеке.

Воспитание интереса к чтению и книге происходит не только на уроках литературы, но и на уроках  информатики (учитель Данилова А.А.) . Во время практических работ учащиеся создают презентации, буклеты, интерактивные игры  по произведениям русских и зарубежных писателей. Работы учащихся можно посмотреть по ссылке.

Современные реалии заставляют применять инновационные технологии в работе с читателями.  Ведь сегодняшний школьник ориентирован на восприятие виртуальной, а не вербальной информации. Поэтому библиотекарю нужно подавать информацию коротко, ярко и динамично.

В свое практике, наряду с традиционными, я применяю такие современные приёмы по привлечению детей к чтению: игры- тренажёры, буккроссинг,  буктрейлер, бук-лайк .

Буккроссинг

Термин "буккроссинг" появился всего лишь несколько лет назад. Что же это такое? Буккро́ссинг  или книговоро́т — хобби и общественное движение, действующее по принципу социальных сетей и близкое к флешмобу. Человек, прочитав книгу, оставляет («освобождает») её в общественном месте (парк, кафе, поезд, библиотека), для того, чтобы другой, случайный человек мог эту книгу найти и прочитать; тот в свою очередь должен повторить это же действие.

Буккросинг - это необычная, своеобразная библиотека, в которой нет никаких сотрудников, так как функции их выполняют обыкновенные любители чтения. То есть книги, которые уже прочитаны, оставляются в местах, специально отведенных, для того, чтобы другие последователи данного движения могли воспользоваться ими. Увлеченные люди во многих странах создают даже официальные сайты буккросинга.

Цель буккроссинга– привлечение внимания современного ученика к книге, увеличение интереса к чтению с помощью современных интерактивных подходов.

Задачи:

- создание уникальной интерактивной среды, обеспечивающей доступность и внимание к книге;

- вовлечение ученического и педагогического сообщества в процесс обмена книгами с помощью игровых технологий;

- создание школьного интернет-сообщества буккроссеров с целью включения в технологию «отпускания книги на волю», отслеживания пути книги, обмена впечатлениями о прочитанном.

Идея: каждый представитель ученического и педагогического сообщества может стать школьным буккроссером, принеся любимую, уже прочитанную книгу в школу и оставив её на полках шкафов в коридорах и холлах здания.

ПРАВИЛА УЧАСТНИКА ПРОЕКТА «ШКОЛЬНЫЙ БУККРОССИНГ»

1. Выбери дома книгу, которую ты прочитал, она тебе очень понравилась и ты хотел порекомендовал бы прочесть её своим друзьям.

2. Посоветуйся с родителями о возможности принести книгу в школу для участия в проекте «Школьный буккроссинг» и о готовности «отпустить книгу на волю».

3. Проводником вхождения книги в проект станет библиотекарь. У него ты получишь вкладыш/вклейку в книгу, где зафиксируешь все необходимые данные.

4. Если ты стал участником проекта, ты сможешь теперь прочесть книги, выпущенные на волю твоими друзьями и появившиеся на полках в холлах школы.

5. Если ты взял книгу с полки школьных буккроссеров, не забудь при этом

а) бережно относиться к книге,

б) не задерживать у себя книгу на долгое время (наверняка, многие хотят её прочесть!),

в) оставить краткий отзыв о прочитанной книге во вкладыше/ вклейке.,

г) оставить вместо нее другую книгу (по возможности)

Бук-лайк

Как объединить Интернет и книгу? Школьникам было предложено  принять участие в акции "Book-лайк". Основная цель ее – популяризация книг и чтения. Чтобы стать участником акции, необходимо сфотографироваться с книгой любимого автора и выложить свою фотографию в социальных сетях, подписать работу цитатой из этой книги. Приветствовались творческие, креативные, неординарные фотографии.

Буктрейлер

Современный человек давно привык к таким явлениям, как промо-акции, фестивали, выставки, тизеры и трейлеры. Анонс на тот или иной фильм, передачу или мероприятие стал неотъемлемой частью программы, которая в том или ином виде презентуется зрителю.

Нельзя считать секретом тот факт, что сегодняшнему человечеству достаточно сложно найти время и желание для изучения литературы. Постоянная спешка, заботы и наличие богатого кинематографа заставляют огромный процент населения земного шара предпочитать более простые варианты получения впечатлений обычному чтению. И ту на помощь может прийти буктрейлер.

Буктрейлер  (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети

Отличительные признаки буктрейлера.

Как уже говорилось ранее, создание такого вида роликов направлено на рекламу произведения литературного, которому, в принципе, достаточно чужд язык кинематографа, визуального искусства в целом. Именно в этом и состоит главное, самое важное отличие видео-презентаций такого рода.

Если в случае фильмов речь идет о компиляции самых ярких моментов уже готового произведения искусства, то буктрейлер - это всегда необходимость создавать подобные кадры с нуля. По сути, это преобразование слова в картинку, переход из одного вида искусства в другой, их взаимодействие, диалог между ними.

Буктрейлер - это еще и способ популяризировать любовь к книге и слову. Вызывая интерес читателя, он призван провоцировать отложить насущные дела и ознакомиться с текстом, а чем больше человек читает, как известно, тем богаче становится его словарный запас и внутренний мир.

Одной из основных особенностей буктрейлеров можно назвать простоту их исполнения.

По способу визуального воплощения текста буктрейлеры бывают:

1. Игровые (минифильм по книге);

2. Неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.)

3. Анимационные (мультфильм по книге).

По содержанию:

1. Повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);

2. Атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции);

3. Концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

Цель буктрейлера – рассказать о книге. Но этот рассказ должен содержать интригу, чтобы заинтересовать зрителя, подвести его к покупке книги.

Основные этапы создания буктрейлера

1. Определяем сюжет буктрейлера. Сюжет должен показать основные яркие точки книги. Это видеопрезентация вашей истории, где должны быть показаны герои, место, конфликт и интрига.

2. Определяем формат видео. Это может быть скринкаст, когда вы записываете и озвучиваете на видео презентацию из PowerPoint, например. Отлично подойдут постановочные съемки. Третий вариант – анимация и графика – тут рекомендую обратиться к специалистам.

3. Запись буктрейлера. Если вы решили создать буктрейлер самостоятельно, рекомендую две программы – PowerPoint и Camtasia studio 8. В первой вы создаете презентацию, которую можно будет записать. Во второй программе происходит монтаж всего видео.

4. Публикация на YouTube. Буктрейлер вы выкладываете на сервис YouTube для его дальнейшего продвижения.

5. Активное продвижение. Дальше мы используем социальные сети и блог для быстрого роста популярности буктрейлера. Секрет успеха – резкий рост количества просмотров видео, нажатий кнопки «мне нравится» под видео и количество комментариев.

Для педагогов очень важно, чтобы дети читали. Буктрейлер является прекрасным способом привлечь детей к чтению. А еще это интересная возможность поделиться с друзьями интригой от прочитанного произведения, самому создав буктрейлер.

Традиционную викторину можно провести не только в классе непосредственно с учениками, но и в дистанционном режиме. В этом помогут интерактивные презентации и игры – тренажёры, которыми могут пользоваться все желающие.

Школьная библиотека активно сотрудничает с городскими библиотеками. Ежегодно проводятся интересные и познавательные мероприятия совместно с  ЦГДБ. Например,  фольклорная мозаика для учеников 2-3-х классов «Из уст в уста передавалась»  перенесла ребят в далекую историю сказки. Они встретились с самым любимым героем русских народных сказок – Колобком, вместе с ним отравились в сказочное путешествие. На своем пути встретили Кота, Козу, Буратино, Иванушку и Машеньку, которые задавали им трудные задания по своим сказкам. Ребята помогали Колобку узнать автора телеграммы, по подсказкам узнать название сказки, найти ответы на загадки и  отгадать правильное название сказок.

Таким образом, вся деятельность школьной библиотеки направлена на привлечение к чтению, на работу с книгой. Все начинается с детства, и Читатель тоже. Приучать детей к чтению нужно с раннего возраста, тогда они с радостью становятся постоянными читателями библиотек. Ребенок всегда будет знать, чем себя занять, а значит дикий образ «уличного воспитания» его заденет в более старшем возрасте и многому он сможет противостоять. Поэтому перед школьным библиотекарем встает задача не просто привлечь ребенка в библиотеку, но и способствовать развитию его культуры чтения, чтобы получение знаний и общее развитие маленького читателя происходило через хорошую книгу. Книга в данном случае должна рассматриваться как элемент, формирующий мировоззрение ребенка.

 

 

 

 

 

Категория: Школьная библиотека | Добавил: 10-shkola
Просмотров: 20 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar